воскресенье, 6 февраля 2022 г.

08.02.Литература 9 класс

 Восьмое февраля

Классная работа 

Урок развития речи  

Развернутый ответ на проблемный ответ сопоставительного характера

по лирике М. Ю. Лермонтова



Группа 1.
В чём трагизм темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
В чём трагизм темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова?
Вопросы
Пункты плана
Какие факты биографии поэта обусловили тему одиночества?
1. Вступление. Причины одиночества лирического героя поэзии Лермонтова
В каких стихах эта тема звучит особенно выразительно?
2. Основная часть. Трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова
Какова роль смысловых доминант и художественного пространства в воплощении темы одиночества («Парус»)?
— Роль смысловых доминант и художественного пространства в воплощении темы одиночества («Парус»)
Какой приём является главным в стихах о скитаниях и бесприютности?
— Роль приёма антитезы в стихах о скитаниях и бесприютности
Как проявилась тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта?
— Философское осмысление темы трагического одиночества в зрелой лирике поэта («И скучно и грустно»)
Каковы причины трагического мироощущения в лирике поэта?
— Нарушение красоты и гармонии человека с миром как причина трагического мироощущения
В чём видит поэт путь спасения от одиночества и скитаний?
— Природа как целитель души поэта и источник творчества («Когда волнуется желтеющая нива…»)
Как трагизм темы одиночества связан с романтическим мироощущением поэта?
3. Заключение. Трагизм темы одиночества как воплощение романтического мироощущения Лермонтова


Группа 2.
В чём своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
В чём своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова?
Вопросы
Пункты плана
Почему загадка поэтического дара волновала Лермонтова с самых юных лет?
1. Вступление. Раннее осмысление Лермонтовым природы собственного поэтического дара
Каково отношение юного поэта к поэтическому дару как символу избранности?
2. Основная часть. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова:
— «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») и «Нет, я не Байрон, я другой…» как попытка осмысления поэтического дара и его национального своеобразия
Почему лирический герой воспринимает поэтический дар как источник страдания?
— Поэтический дар как источник страдания («Я жить хочу! хочу печали…»)
В чём лирический герой видит силу поэтического слова?
— Эмоциональное влияние поэтического слова («Есть речи — значенье…»)
Почему судьбу поэта в бездуховном мире Лермонтов воспринимает трагически?
— Трагическая судьба поэта в бездуховном мире («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»)
Как трагический пафос темы поэта и поэзии связан с особенностями эпохи?
3. Заключение Ненужность поэзии и утрата поэтом былой мощи и славы в эпоху безвременья


Группа 3.
Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания?
Вопросы
Пункты плана
Какие факты биографии поэта обусловили его восприятие любви как страдания?
1. Вступление. Любовь-страдание в жизни Лермонтова
Как проявилась тема неразделённой и утраченной любви в ранней лирике Лермонтова?
2. Основная часть. Восприятие лирическим героем Лермонтова любви как страсти, приносящей страдания.
— Мотив утраты любви в стихотворении «Поцелуями прежде считал…»
Почему лирический герой считает светское общество средой, убивающей любовь?
— Конфликт лирического героя со светским обществом в стихах о любви («Я не хочу, чтоб свет узнал…»)
В чём смысл развёрнутого сравнения в стихотворении «Нищий»?
— Роль композиции стихотворения «Нищий» в решении темы любви как обязательного условия жизни
Почему герой стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…» воспринимает любовь как вечную ценность?
— Любовь как вечная ценность в стихотворении «Расстались мы, но твой портрет…»
В чём трагический пафос воспоминаний о любви («Нет, не тебя так пылко я люблю…»)?
— Трагический пафос ушедшей любви в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Почему любовь в лирике Лермонтова всегда страдание?
3. Заключение Невозможность любви в обществе лжи и обмана в эпоху безвременья и бездуховности


Группа 4.
В чём «странность» любви к Родине у лучших представителей поколения М. Ю. Лермонтова?

ПЛАН
ответа на проблемный вопрос:
В чём «странность» любви к Родине у лучших представителей поколения М. Ю. Лермонтова?
Вопросы
Пункты плана
В чём причины осуждения поэтом своего поколения?
1. Вступление. «Потерянное поколение» эпохи безвременья в оценке Лермонтова
Как воспринимали своих свестников лучшие представители поколения Лермонтова?
2. Основная часть. «Странность» любви к Родине у лучших представителей поколения Лермонтова.
— Мотив бездействия и равнодушия («Дума»)
За что поэт осуждает своё поколение?
— Равнодушие и бездействие в настоящем — залог потерянного будущего («Дума»)
Почему лирический герой «Думы» не отделяет себя от своего поколения?
— Смысловая роль местоимений я и мы в стихотворении «Дума»
Какой путь преодоления общественных пороков дан в стихотворении «Родина»?
— Отказ от общественных вершин и сиюминутных наслаждений во имя торжества вечных ценностей («Родина»)
Какие человеческие ценности вызывают «отрадные мечтанья» у лирического я?
— Духовная мощь русской природы и близость к народу как непреложные человеческие ценности («Родина»)
В чём глубина осмысления общественной жизни в стихотворениях «Дума» и «Родина»?
3. Заключение Критика современного общества в стихах Лермонтова о России во имя торжества вечных ценностей


Вам предоставляется право в выборе темы
Оценка выставляется всем






Комментариев нет:

Отправить комментарий