Восьмое февраля
Классная работа
Урок развития речи
Развернутый ответ на проблемный ответ сопоставительного характера
по лирике М. Ю. Лермонтова
Группа 1.
В чём трагизм темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова?
ПЛАН ответа на проблемный вопрос: В чём трагизм темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова? | |
---|---|
Вопросы | Пункты плана |
Какие факты биографии поэта обусловили тему одиночества? | 1. Вступление. Причины одиночества лирического героя поэзии Лермонтова |
В каких стихах эта тема звучит особенно выразительно? | 2. Основная часть. Трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова |
Какова роль смысловых доминант и художественного пространства в воплощении темы одиночества («Парус»)? | — Роль смысловых доминант и художественного пространства в воплощении темы одиночества («Парус») |
Какой приём является главным в стихах о скитаниях и бесприютности? | — Роль приёма антитезы в стихах о скитаниях и бесприютности |
— Философское осмысление темы трагического одиночества в зрелой лирике поэта («И скучно и грустно») | |
Каковы причины трагического мироощущения в лирике поэта? | — Нарушение красоты и гармонии человека с миром как причина трагического мироощущения |
— Природа как целитель души поэта и источник творчества («Когда волнуется желтеющая нива…») | |
Как трагизм темы одиночества связан с романтическим мироощущением поэта? | 3. Заключение. Трагизм темы одиночества как воплощение романтического мироощущения Лермонтова |
Группа 2.
В чём своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова?
ПЛАН ответа на проблемный вопрос: В чём своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова? | |
---|---|
Вопросы | Пункты плана |
Почему загадка поэтического дара волновала Лермонтова с самых юных лет? | 1. Вступление. Раннее осмысление Лермонтовым природы собственного поэтического дара |
2. Основная часть. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: — «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») и «Нет, я не Байрон, я другой…» как попытка осмысления поэтического дара и его национального своеобразия | |
Почему лирический герой воспринимает поэтический дар как источник страдания? | — Поэтический дар как источник страдания («Я жить хочу! хочу печали…») |
В чём лирический герой видит силу поэтического слова? | — Эмоциональное влияние поэтического слова («Есть речи — значенье…») |
Почему судьбу поэта в бездуховном мире Лермонтов воспринимает трагически? | — Трагическая судьба поэта в бездуховном мире («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк») |
Как трагический пафос темы поэта и поэзии связан с особенностями эпохи? | 3. Заключение Ненужность поэзии и утрата поэтом былой мощи и славы в эпоху безвременья |
Группа 3.
Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания?
ПЛАН ответа на проблемный вопрос: Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания? | |
---|---|
Вопросы | Пункты плана |
Какие факты биографии поэта обусловили его восприятие любви как страдания? | 1. Вступление. Любовь-страдание в жизни Лермонтова |
Как проявилась тема неразделённой и утраченной любви в ранней лирике Лермонтова? | 2. Основная часть. Восприятие лирическим героем Лермонтова любви как страсти, приносящей страдания. — Мотив утраты любви в стихотворении «Поцелуями прежде считал…» |
Почему лирический герой считает светское общество средой, убивающей любовь? | — Конфликт лирического героя со светским обществом в стихах о любви («Я не хочу, чтоб свет узнал…») |
В чём смысл развёрнутого сравнения в стихотворении «Нищий»? | — Роль композиции стихотворения «Нищий» в решении темы любви как обязательного условия жизни |
Почему герой стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…» воспринимает любовь как вечную ценность? | — Любовь как вечная ценность в стихотворении «Расстались мы, но твой портрет…» |
В чём трагический пафос воспоминаний о любви («Нет, не тебя так пылко я люблю…»)? | — Трагический пафос ушедшей любви в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» |
Почему любовь в лирике Лермонтова всегда страдание? | 3. Заключение Невозможность любви в обществе лжи и обмана в эпоху безвременья и бездуховности |
Группа 4.
В чём «странность» любви к Родине у лучших представителей поколения М. Ю. Лермонтова?
ПЛАН ответа на проблемный вопрос: В чём «странность» любви к Родине у лучших представителей поколения М. Ю. Лермонтова? | |
---|---|
Вопросы | Пункты плана |
В чём причины осуждения поэтом своего поколения? | 1. Вступление. «Потерянное поколение» эпохи безвременья в оценке Лермонтова |
Как воспринимали своих свестников лучшие представители поколения Лермонтова? | 2. Основная часть. «Странность» любви к Родине у лучших представителей поколения Лермонтова. — Мотив бездействия и равнодушия («Дума») |
За что поэт осуждает своё поколение? | — Равнодушие и бездействие в настоящем — залог потерянного будущего («Дума») |
Почему лирический герой «Думы» не отделяет себя от своего поколения? | — Смысловая роль местоимений я и мы в стихотворении «Дума» |
Какой путь преодоления общественных пороков дан в стихотворении «Родина»? | — Отказ от общественных вершин и сиюминутных наслаждений во имя торжества вечных ценностей («Родина») |
Какие человеческие ценности вызывают «отрадные мечтанья» у лирического я? | — Духовная мощь русской природы и близость к народу как непреложные человеческие ценности («Родина») |
В чём глубина осмысления общественной жизни в стихотворениях «Дума» и «Родина»? | 3. Заключение Критика современного общества в стихах Лермонтова о России во имя торжества вечных ценностей |
Вам предоставляется право в выборе темы
Оценка выставляется всем
Комментариев нет:
Отправить комментарий