среда, 9 марта 2022 г.

Руссский язык 9 класс 10. 03.

 Добрый день !


К вашему вниманию рассмотрение темы


Сложные предложения с разными видами связи

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений 

с разными видами связи


В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи


Видеоурок по ссылке

https://youtu.be/zC2j0AZsrAY


Изучите материалы параграфа  37   38




Алгоритм работы сложного предложения с  разными видами связи









Видеоурок  по ссылке

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи



Изучите и закрепите схему разбора  параграфа 39



Упражнения



Упражнения по теме "Сложные предложения с разными видами связи"

СПР1. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите тип предложения: простое, ССП, CПП, БСП или СПРВС. 

1) Солнце как будто запоздало в это утро и когда оно заглянуло из-за домов и церквей застало всех в страшной суматохе.

2) Как ни велика сила Базарова она только свидетельствует о величии силы его породившей и питающей.

3) Громадная фигура сидевшая за столом спиной к нему повернулась и на Павку глянули из-за густых чёрных бровей суровые глаза брата.

4) В доме Шуминых только что закончилась служба которую заказывала бабушка и теперь Наде было видно как в зале накрывали на стол.

5) Обращаться с языком кое-как это мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.

6) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе воочию убеждаешься как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.

7) Андерсен собирал зёрна поэзии с крестьянских полей согревал их у своего сердца сеял в низких хижинах и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии радовавшие сердца бедняков.

8) Жизнь есть постоянный труд и только тот понимает её вполне по-человечески кто смотрит на неё с этой точки зрения.

 

СПР2. Запишите данные предложения в следующем порядке: 1) сложноподчинённое, 2) бессоюзное, 3) сложное с разными видами связи, 4) сложносочинённое, 5) простое. В этом случае восстановится отрывок из стихотворения вологодской поэтессы Ольги Фокиной. Расставьте знаки препинания и объясните их расстановку. 

1) Я испугалась оглянулась и песенка моя споткнулась а папоротники молчали а ели головой качали.

2) И — ни тропинки ни следочка!

3) Тот день был не совсем обычен десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.

4) А ландыши растут на круче где папоротники дремучи где ели хмуры бородаты где заблудилась я когда-то.

5) Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела и птицы надо мною пели пока не обступили ели.

 

СПР3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите все виды связи между предикативными частями

Образец

Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (сочинительная, подчинительная).

Уже давно село солнце, но лес ещё не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (сочинительная, бессоюзная, бессоюзная)

1) Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы отправились. (А. Пушкин)

2) Хотя он и знал дорогу но в прошлый раз ездил к танкистам днём ночью же всё казалось другим незнакомым. (Э. Казакевич)

3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост и Арсений Романович начал читать наставление о том почему нельзя класть палец щуке в рот даже если она сонная. (К. Федин)

4) Шумит лес лицу жарко а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой)

5) Во всём что наполняет комнату чувствуется нечто давно отжившее какое-то сухое тление все вещи источают тот странный запах который дают цветы высушенные временем до того что когда коснёшься их они рассыпаются серой пылью. (М. Горький)

6) Я понимал что выручить нас может только случайность или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский)

7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн слепой всё сидел на берегу и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов) 

8) Печален я со мною друга нет с кем долгую запил бы я разлуку кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет. (А. Пушкин)

9) Переулок был весь в садах и у заборов росли липы бросавшие теперь широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов)

10) В саду было просторно и росли одни только дубы они стали распускаться только недавно так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой столиками и качелями. 

11) Весь день стояла прекрасная погода но когда мы подплывали к Одессе пошёл сильный дождь.

12) С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем и так продолжалось часа два однако потом иней исчез солнце закрылось и день прошёл тихо задумчиво с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер. 

 

СПР4. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите тип предложения: простое, ССП, CПП, БСП или СПРВС. Укажите все виды связи между предикативными частями в сложных предложениях с разными видами связи. 

1) Супруги жили очень хорошо и тихо они почти никогда не расставались читали вместе играли в четыре руки на фортепьяно пели дуэты она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством а сын Аркадий рос да рос. (И.С. Тургенев)

2) Её присутствие конечно же доставляло мне удовольствие какого я уже давно не испытывал и я боялся смотреть на неё чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства. 

3) Иван Георгиевич сообщил что уже всё было готово к нашему полёту упакованы продукты и инструменты и личные вещи однако ледяной аэродром на реке где нас с Василием Николаевичем должны были высадить затопила наледь и теперь там невозможно было посадить самолёт. 

4) Попадались и речки с обрытыми берегами и крошечные пруды с худыми плотинами и деревеньки с низкими избёнками под тёмными крышами и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен и церкви с отвалившеюся штукатуркой. (По И.С. Тургеневу)

5) Этот край небогат не поражает он ни довольством ни трудолюбием нельзя ему таким остаться преобразования необходимы но как их исполнить как приступить? (По И.С. Тургеневу) 

6) Всё кругом золотисто зеленело всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки чибисы то кричали виясь над низменными лугами то молча перебегали по кочкам красиво чернея в нежной зелени ещё низких яровых хлебов гуляли грачи. (И.С. Тургенев)

7) Пётр вернулся к коляске и вручил ему вместе с коробочкой толстую чёрную сигарку которую Аркадий немедленно закурил распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку что Николай Петрович отроду не куривший незаметно чтобы не обидеть сына отворачивал нос. (И.С. Тургенев) 

8) Взглянешь на бледно-зелёное небо усыпанное звёздами на котором нет ни облачка и ни пятна и поймёшь почему теплый воздух недвижим почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. (А.П. Чехов) 

 

СПР5. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Объясните наличие или отсутствие запятой между двумя союзами / между союзом и союзным словом. Правила пунктуации в таких конструкциях описаны здесь

1) На юбилейные торжества в Евпаторию я приехал вовремя и хотя я был официально командирован редакцией телеканала но мне не сразу нашли место в гостинице. 

2) Николай Петрович пробыл недолго в Гамбурге но когда он рассказывал о жизни в Германии это были не впечатления туриста а рассуждения человека детально знающего быт и нравы местных жителей. 

3) Наши офицеры разместились вместе а так как офицерские палатки были просторны то капитан решил поселить с собою и меня и когда палатки раздавали мы уже знали что будем соседями. 

4) Больница была устроена на восемьдесят человек но поскольку она одна служила на несколько окрестных губерний постольку в ней порой размещали до трёхсот пациентов. 

5) Антонина Семёновна выяснила что Василий уколов не делал и что сейчас их делать уже поздно потому что если собака была бешеная так и Василий в ближайшие дни непременно должен взбеситься. 

6) Посевна́я* в полях закончилась и хотя можно было немного передохну́ть механизаторы занялись ремонтом техники. 

7) Лес молчал и если бы не резкие вскрики ночной птицы то тишина была бы мёртвой. 

8) Пётр Лукич предупредил что если мы опоздаем он уедет без нас и поскольку нам важно было приехать в райцентр вовремя мы очень торопливо собирались. 

9) Я волнуюсь перед экзаменом и хотя я хорошо готовлюсь всё равно паникую и когда учитель мне ставит отличную отметку то всегда радуюсь  сам и радую родителей.

10) Он поспешно отошёл к кли́росу** развернул книгу и чтобы ободрить себя начал читать самым громким голосом и когда ощутил внутреннюю уверенность то стал держаться свободнее. 

Посевная - время, отводящееся для сева, то есть внесения в подготовленную почву семян сельскохозяйственных растений.

** Кли́рос - место для певчих в церкви

 

СПР6. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и объясняя их расстановку. Выделите грамматические основы. Укажите все виды связи между предикативными частями. 

1. Как известно кроты живут под землёй и крайне редко показываются на поверхности поэтому немногие могут сказать что сталкивались с кротами но когда мы оказались в лесу то нам повезло мы их увидели. 

2. Ствол дерева имеет двойное назначение на нём растут сучья с ветвями листьями и плодами и в то же время он проводит к ним пищу из земли.

3. Прячется солнце и наступают сумерки и когда мы сидим у камина то внезапно осознаём долгие зимние месяцы внесут свой распорядок в нашу жизнь и только весной мы будем вспоминать это время.

4. Лошади были уже заложены и колокольчик по временам звенел под дугою и лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом что всё готово однако Максим Максимыч всё не являлся и когда Печорин погружённый в задумчивость глядел на зубцы Кавказа я обернулся и увидел бегущего Максима Максимыча. 

5. Через несколько минут он был уже возле нас он едва мог дышать и пот градом катился с лица его мокрые клочки седых волос вырвавшись из-под шапки приклеились ко лбу колени его дрожали и он хотел кинуться на шею Печорину но тот довольно холодно хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку.

6. Печорин начал поспешно прощаться и Максиму Максимычу это не понравилось старик нахмурил брови и хотя он был печален и сердит он всё же старался скрыть это. 

7. Маша и Катя знали что если солнце сядет то в лесу ещё долго будет светло и воздух в этот час так прозрачен и чист что слышен малейший шорох  слышно как птицы щебечут словно вечер одарил их теплом и благодатью.

8. Во время стоянок на Крайнем Севере река снабжала нас вкусной тундровой водой и чтобы её берега с болотными кочками одарили спелой морошкой должно пригреть солнце. 

9. Тут он отвернулся и чтоб скрыть своё волнение пошёл ходить по двору около своей повозки показывая будто осматривает колеса в то время  как глаза его поминутно наполнялись слезами.

10. Недавно я узнал что Печорин возвращаясь из Персии умер и это известие меня очень обрадовало оно давало мне право печатать эти записки и я воспользовался случаем поставить своё имя над чужим произведением. 

 

СПР7. Внесите таблицу без пробелов и запятых номера пропусков, на месте которых необходимо поставить запятые и укажите все виды связи между предикативными частями. 

 Образец

0Дворника перенесли на скамью (1) и (2) когда заснули (3) то Воробьянинов увидел во сне уголовный розыск (4) бархатные толстовки (5) и гробовых дел мастера Безенчука в смокинге (6тогда как Остап видел вулкан Фудзияма (7) заведующего Маслотрестом (8) и Тараса Бульбу (9) продающего открытки с видами Днепростроя(По И. Ильфу и Е. Петрову)

Номер предложенияНомера пропусков, на месте которых стоят запятыеВиды связи между предикативными частями
 0134679 Сочинительная, подчинительная, подчинительная

  

1. Экзамен был назначен (1) на следующий день (2) и (3) чтобы повторить (4) наиболее трудные вопросы (5) студенты (6) которые жили в общежитии (7) стали собираться группами.

2. Он смотрел (1) широко раскрытыми (2) глазами (3) на бесконечную панораму берегов (4) и (5) ему казалось (6) что он движется по широкой серебряной тропе (7) в те чудесные царства (8) где живут чародеи (9) и богатыри сказок.

3. День был солнечный (1) жаркий (2) и всем нам захотелось (3) поскорее поехать (4) за город (5) чтобы искупаться в прохладной реке (6) но (7) хотя я тоже стремился окунуться в прохладу (8) подготовка к экзамену (9) оказалась важнее. 

4. Один из нас (1) хотел было (2) выйти из лодки (3) но (4) едва он ступил на берег (5) как провалился (6) и увяз по колено.

5. Развитие естественных наук (1) в наш век научно-технического прогресса (2) идёт столь быстрыми темпами (3) что человек всё больше проникает в тайны природы (4) и поэтому учёные решают (5) ещё недавно (6) казавшиеся неразрешимыми (7) задачи. 

6. К вечеру (1) пошёл дождь (2) снег почти растаял (3) и (4) хотя дорога стала ещё грязнее (5) но всё же (6) лошадям стало легче идти.

7. Значительная часть пути (1) была уже пройдена (2) и (3) чтобы не слишком устать (4) люди решили (5) что имеют право сделать кратковременный отдых.

8. Был девятый час утра (1) и (2) хотя жители уже давно встали (3) но людей на улице было немного (4) то есть (5) начинался обычный (6) рабочий день (7) в небольшом городке. 

9. Снег засыпал следы (1) и (2) если снегопад не прекратится (3) к ночи следов можно будет не опасаться (4) так как (5) хотя отпечатки обуви были внушительными (6) количество снега обнадёживало беглецов. 

10. Плакучие ивы купали в озере свои ветви (1) и (2) хотя кое-где (3) берега поросли осокой (4) в которой прятались большие жёлтые цветы (5) покоившиеся на широких плавучих листьях (6) вода всё же на большей части поверхности озера была прозрачной. 

11. Ночью (1) я почувствовал боль в ноге (2) и (3) когда встал утром (4) отправился к врачу (5) потому что (6) если не принять срочных мер (7) то нога распухнет (8) и не позволит передвигаться. 

12. Занавес поднялся (1) и (2) как только публика увидела своего любимца (3) театр задрожал от рукоплесканий (4) и оваций (5) и восторженных криков.

13. Тимофей ушёл (1) а (2) когда он вернулся в избу (3) то его лицо (4) и волосы (5) и одежда были мокры (6) точно они насквозь пропитались (7) едким болотным туманом.

14. Говоря так (1) он нежно обнял (2) очумевшего дворника (3) и выставил его за дверь (4) а когда тот опомнился (5) то мог сообразить лишь то (6) что из Парижа приехал барин (7) что его самого выставили из дворницкой (8) и что в левой руке его зажат бумажный рубль.

15. На час оба исчезли (1) а когда они вернулись назад (2) подвыпивший дворник был уже вернейшим другом молодого человека (3) и (4) добившись так быстро своей цели (5) гость проворно спустился в дворницкую (6) снял апельсиновые штиблеты (7) и растянулся на скамейке (8) обдумывая план действий на завтра. 

 

СПР8. Перепишите предложения, обозначая грамматические основы и расставляя запятые. Перестройте каждое предложение таким образом, чтобы в нём было как можно меньше запятых. 

Образец:

Мне, к счастью, пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я вряд ли вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в самом произведении новые глубины или тонкости, которые, представьте себе, не были мною раньше замечены. / Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я вряд ли вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в самом произведении ранее не замеченные мной новые глубины или тонкости(Убраны вводные конструкции "к счастью" и "представьте себе", а придаточная определительная часть заменена причастным оборотом в препозиции. Таким образом, вместо 7 запятых в предложении осталось всего 2).

1. Из всех народов (1) безусловно (2) первым будет всегда тот (3) который опередит другие в области мысли (4) и умственной деятельности.

2. Всю ночь моряки тушили пожар (1) и (2) когда рассвело (3) они поняли (4) какой подвиг совершили (5) спасая корабль (6) и самих себя от гибели (7) страшной и мучительной. 

3. Мне нравились её глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.

4. «Папоротники в лесу» И.И. Шишкина исполнены с лёгкой живописной непринуждённостью (1) и свободой (2) в основе которой (3) лежит абсолютное знание художником всех форм растительного мира (4) поражающего своим разнообразием.

5. Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов осыплется роса (6) сверкающая от дождя.

 

СПР9. Опираясь на правила пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи, перепишите предложения, расставляя знаки. Выделите все грамматические основыУкажите все виды связи между предикативными частями. 

  1. Яркое весеннее солнце било в окно и когда он поднял голову то ему пришлось зажмурить глаза потому что если бы он этого не сделал то несколько минут не видел бы ничего кроме бликов.
  2. В случае замены урока то есть если расписание изменится вам будет дано домашнее задание которое вы сможете выполнить в течение недели хотя объём задания таков что не потребует существенных временных затрат. 
  3. Когда он оказался в гостиной эта комната произвела странное впечатление своей бедной обстановкой и хотя в ней были и кресла и громадная лампа с абажуром она всё же походила на нежилое помещение так что было очевидно что в этой комнате мог чувствовать себя дома только такой человек каким был доктор.
  4. Все расселись и дружно решили что чтобы стало повеселее каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни при этом к рассказам с художественной стороны не придирались умение интересно рассказывать даётся не каждому. 
  5. Особенно понравилась ему та барышня с которой его посадили она была такова какой должна быть девушка из петербургской передовой интеллигенции. (Марк Алданов)
  6. Остановившись на небольшой возвышенности я смотрел на леса на склонах и думал что если бы я оказался счастливчиком и мне быстро попалась бы попутная машина то я через полчаса мог бы быть там и бродить по давно привлекавшим моё воображение неведомым чащам.
  7. Узнай пожалуйста были ли написаны завещание и письмо и если они ещё не уничтожены постарайся выяснить где их найти потому что скоро придётся принимать ожидаемое всеми  решение однако я пока не знаю когда. 
  8. Выйти из саней в этот раз было нельзя снегу пока мы ехали намело на пол-аршина и ноги по колено увязали в сугробе и если бы не подоспевшая помощь хозяев постоялого двора я бы долго преодолевал оставшиеся до ворот несколько саженей. 
  9. Анна насторожилась дамы потихоньку пошли за поднимавшимся по лестнице Алексеем и когда уже подошли к квартире то заметили что дверь отворена на маленькую щёлочку и что два чёрных глаза рассматривают их из темноты. 
  10. Вчера подморозило и полдня шёл снег и глядя на окна я замечал как изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу и если пристально вглядеться то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.
  11. Ямщик сидевший на облучке всё время поворачивал ко мне своё обветренное лицо кричал что-то но мне разобрать было что хотя я догадывался он всячески старался меня приободрить и наверняка говорил что к ветрам в дороге притерпеться можно однако я южанин и домосед с большим трудом переживал все трудности своего путешествия. 
  12. В эпоху средневековья человек жил как известно собственным трудом и торговать имел право лишь тем что произвёл сам зато в восемнадцатом веке свободный рынок породил особый тип личности и когда мы говорим что авантюристы того времени были людьми «рыночного» склада имеем в виду что основной целью для них было дёшево купить и дорого продать и что эти люди ради наживы были готовы идти на всё.

 


Работу не фотографируем и не отсылаем


Пишем в тетради и выполняем у кого есть возможности



Готовимся  к экзамену 

Спасибо за внимание !








Комментариев нет:

Отправить комментарий