среда, 15 июня 2022 г.

Литература 9 класс 15.05.



Пятнадцатое мая  

Классная работа


Тема  Повторение 

Основные теоретико-литературные понятия



1.  Художественная литература как искусство слова


Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.


2.  Художественный образ – это основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания.


3. Фольклор – это (от англ. - народная мудрость) устное народное творчество. Особенности: вариантность, контактность творца или исполнителя со слушателем, коллективность создания и распространения. Фольклор представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску фольклорных произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. Среди многочисленных жанров фольклора выделяются былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, обрядовая поэзия, притчи, легенды, духовные стихи.


 


4.  Литературные роды и жанры


Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы:эпос, лирика, драма.


Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.


Эпос – изобразительный род литературы. Предметом  является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои. Жанры: малые форы (рассказ, очерк, новелла), средние формы (повесть), большие формы (роман, роман-эпопея).


Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.


Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.


Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.


Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.


Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.


Драма - изобразительный род литературы. Предметом  является объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях. Жанры: трагедия, драма, комедия.


Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.


Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.


Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.


 


5.  Основные  литературные  направления


Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея; низких – сатира, комедия, басня. Представители:Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.


Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.

Наличие гражданских мотивов.

Антагонистические противоречия в основе конфликта.

Трагическая заостренность конфликта.

Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.


Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства; значимость понятия «естественного» человека; жанры:элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.


Культ чувств.

Культ природы.

Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).

Приоритет естественного чувства над разумом.

Сочувствие к простому человеку.

Откровенность в обрисовке человека.


Романтизм (конец XVIII – 1-я пол. XIX в.) Воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма; историзм, стремление к экзотике; расцвет лирики; жанры: исторический роман, идиллия, баллада; романтическая поэма. Представители: Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский,  М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.


Система персонажей с одним главным героем.

Неизменяемость характеров действующих лиц.

Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».

Экзотика сюжета и места действия.

Тема рока (фатума) в судьбе героя.


Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность:роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.


Правдивое и достоверное изображение жизни.

Изображение исторически конкретного общества.

Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.

Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.

Изображение жизни и характеров в развитии.

Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».

Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).


 


6.  Форма  и  содержание  литературного  произведения неотделимы друг от друга.


Содержание: тема, проблема, идея, конфликт, пафос.


Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).


Проблематика – перечень проблем.


Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).


Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.


Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.


Художественная форма: сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.


Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.


Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.


Стадии  развития действия


Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).


Завязка — это событие, которое является началом действия.


Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.


Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.


Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.


Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. 


Средства создания образа



1.         Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.


2.         Прямая авторская характеристика.      


3.         Речь героя.     Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия.


4.         Поступки, действия героя.


5.         Психологический анализ персонажа: подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя). 




6.         Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.


7.         Портрет героя. Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.


Типы портрета:


натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);

психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);

идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).


8.         Социальная среда, общество.


9.         Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.



10.       Художественная деталь: описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).


11.       Предыстория жизни героя.


 


Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.


Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.


Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.


Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен  биографической личности.


 


  Язык  художественного  произведения: 


художественная лексика: тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;

синтаксические фигуры: повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;

эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.

Тропы (изобразительно-выразительные  средства)


Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.


Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.


Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.


Гипербола – художественное преувеличение.


Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.


8.  Проза  и  поэзия: сходство и различие


 


Проза


Поэзия


В основе создаваемого художественного мира


Поток жизни


Поток сознания


Изображение


Объективизированно


Субъективизированно


Предмет, содержание


Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет


Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров


Форма отражения действительности


Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться


Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания


Сюжет


Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью


Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится


Композиция


Определяется сюжетными ходами


Подчинена движению чувств лирического героя


Характеры


Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер


Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание


Описания


Занимают существенное место


Встречаются редко; крайне лаконичны


Своеобразие художественной речи


Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)


Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса


Основы  стихосложения 


Стихотворный  размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.


Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ |


Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` |


Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.


Амфибрахий («окруженный») – трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ |


Анапест («перевернутый, отраженный») – трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` |


Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.


Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.


Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.


 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий