Доброе утро !
Открываем рабочие тетради и пишем
Шестое апреля
Классная работа
Повторение. Пунктуационный анализ предложения
Повторяем правила пунктуации
Содержание:
↑ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
↑ Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др.Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить ТИРЕ
ТИРЕ ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено
- Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Учение – свет. Дважды два – четыре.
- Инф. – Инф. Лгать другу – унижать самого себя.
- Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо.
- Инф – предикативное наречие на –О. Потерпеть поражение – позорно!
- Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
↑ Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)
Запятая ставится:- если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег
- если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: мал, да удал
- если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: И дождик, и ветер, и снег.
- обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: Дождик, и ветер, и снег
- если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.:Не только дождик, но и снег.
- если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы.
- Если однородные члены связаны союзом И: дождик и снег
- В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.
- Если несколько определений не являются однородными: большой красный стол.
Двоеточие ставится:
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова: Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины.
Тире ставится:
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.
Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.
Два тире ставится:
Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова:
Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.
↑ Знаки препинания при обособленных определениях
Определение обособляется,- если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова
- Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова.
- В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению.
- Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.
↑ Знаки препинания при приложении:
Запятыми выделяется- Приложение, относящееся к личному местоимению:
- В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному:
- Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:
- Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например:
Тире ставится:
- Перед приложением, стоящим в конце предложения:
↑ Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Обстоятельство обособляется:- В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием.
Обстоятельство не обособляется:
- Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию)
- Если деепричастие входит в состав фразеологизма
Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая.
Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана. (неоднородные)
Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)
↑ Знаки препинания при сравнительных оборотах:
- Сравнительные обороты с союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются:
- Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК:
Не ставится запятая:
- Если союз как имеет значение «в качестве», то запятая перед ним не ставится.
- Если сравнительный союз входит в состав сказуемого:
- Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например:
Меньше чем через минуту прозвенел звонок.
- Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием:
!!!Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)
↑ Другие случаи постановки тире в простом предложении:
- ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов.
- ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения.
↑ Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения
Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).
Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).
- Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
- Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.:
Над ним часто посмеивались, и справедливо.
Кроме него, пришло еще пять человек.
↑ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
↑ Запятая в сложносочинённом предложении
ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.Запятая в ССП ставится:
- перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев.
Запятая в ССП не ставится:
- если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член
- если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.
Да будет свет и пусть скроется тьма!
Как мне все нравится и как здесь хорошо!
Ночь и улица. Фонарь и аптека.
Жарко и холодно.
↑ Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
СПП - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.
В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.
1 Придаточная часть может находиться
- Перед главной частью: (...),[...].
- После главной части: [...],(...).
- В главной части (разрывать ее): [...,(...),...].
Если в СПП несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи:
- Последовательное подчинение:
- Параллельное подчинение:
- Однородное подчинение:
Я знаю, что на улице светит солнце и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)
↑ Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.ЗАПЯТАЯ ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП.
Метель не утихала, небо не прояснялось.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо.
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
ДВОЕТОЧИЕ ставится:
- если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО).
- если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
- Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что)
ТИРЕ ставится:
- вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)
- В первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)
- Вторая часть является следствием
↑ Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.Отдельного внимания заслуживает постановка запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.
Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):
- если придаточное предложение можно изъять или переставить
Запятая НЕ ставится (между союзами)
- если нельзя переставить или изъять придаточную часть.
↑ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
↑ Знаки препинания при обращениях
Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.- Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами.
- Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.
- Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
- Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь:
↑ Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях
Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.Вводные слова выражают:
- Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.)
- Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.)
- Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.)
- Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)
- Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)
- Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)
- Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)
- Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.)
- Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)
авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.
Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.
- Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.
Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок.
- В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.
↑ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ
Слова автора предшествуют прямой речиА: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».
Прямая речь предшествует словам автора:
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а.
Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”.
“П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”.
“П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.
Знаки препинания при цитировании
- Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора.
- Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.
- Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
- Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками
Пословица.
↑ ПРАКТИКА
Решать задание 3 ОГЭВыполняем письменно
1) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Уже туман наглухо заткал реку (1) так (2) что огонь (3) зажжённый на той стороне (4) в доме хозяев (5) был похож на мутное (6) жёлтое пятно (7) уже звёзды высыпали на небе (8) а я всё сидел (9) и распалял себя.
2) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В доме (1) к моему немалому удивлению (2) было тихо (3) и (4) если бы не яркий огонь в окошке (5) можно было бы подумать (6) что там уже все спят.
3) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Я постоял-постоял под окошками (1) прислушиваясь (2) и (3) решил (4) не заходя в избу (5) подняться к себе на вышку.
4) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Евгения (1) охая (2) и (3) морщась (4) начала слезать с кровати (5) чтобы покормить меня (6) но до еды ли мне было в эти минуты!
5) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кажется (1) никогда в жизни мне не было так стыдно за себя (2) за свою безрассудную вспыльчивость (3) и (4) я (5) так и не посмев поднять глаза кверху (6) туда (7) где на печи лежала старуха (8) вышел из избы.
6) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
И тут я вспомнил свою покойную мать (1) у которой (2) бывало (3) вот так же довольно светились (4) и (5) сияли глаза (6) когда она (7) до упаду наработавшись (8) в поле (9) или на покосе (10) поздно вечером возвращалась домой.
7) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
На Милентьевне не было сухой нитки (1) она посинела (2) и сморщилась от холода (3) как старый гриб (4) и Евгения первым делом стала снимать с неё мокрый платок (5) и мокрую пальтуху (6) потом достала с печи нагретые валенки (7) натянула на них красные покрышки.
8) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Она не кричала (1) не спорила с нами (2) а молча (3) потряхивая головой (4) накинула на себя пальтуху (5) увязала ещё раз узелок со своими пожитками (6) прощальным взглядом обвела родную избу…
9) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Вокруг нас мельтешили солнечные зайчики(1) грибной дух мешался с избяным теплом (2) и так славно (3) так приятно было смотреть на старую Милентьевну (4) переодевшуюся в сухое (5) ситцевое платье (6) на её тёмные руки (7) которые она (8) то и дело погружала (9) то в коробку (10) то в ушатик (11) то и эмалированную кастрюлю с солью…
10) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
После отъезда Милентьевны (1) я не прожил в Пижме (2) и трёх дней (3) потому что всё мне вдруг опостылело (4) всё представилось какой-то игрой (5) а не настоящей жизнью и мои охотничьи шатания по лесу (6) и рыбалка (7) и даже мои волхования над крестьянской стариной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий