четверг, 12 мая 2022 г.

Русский язык 9 класс 13.05.

 Доброе утро  !

Открываем рабочие тетради и пишем 


Тринадцатое мая


Классная работа 


 Тема        Пунктуационный анализ предложения


В школьной практике часто пользуются приемом пунктуационного анализа конкретного предложения. В данной статье, которая поможет при подготовке к уроку русского языка, будет рассматриваться, что такое пунктуационный анализ и какова его структура.

Определение

Пунктуационный анализ – это анализ знаков препинания в конкретном предложении. Он подразумевает знание особенностей постановки знаков препинания, типов знаков препинания по употреблению и по функции.

Пунктуационный анализ во многом опирается на синтаксический анализ.

План

  • Построить схему предложения.
  • Всем знакам препинания дать номер по порядку следования.
  • Объяснить употребление каждого знака препинания.
  • Указать с доказательством вид знака препинания по употреблению.
  • Указать с доказательством вид знака препинания по функции.

Объяснять необходимо также и те знаки препинания, которые можно было бы поставить в предложении по ошибке. В этом случае нужно указать причину непостановки знака препинания.

Знаки препинания по употреблению

По употреблению знаки препинания бывают одиночные и парные.

Одиночные знаки препинания – знаки препинания, которые употребляются только один раз и не требуют постановки другого знака. Например, запятая, точка, вопросительный или восклицательный знаки и др.

Парные знаки препинания – знаки препинания, которые вместе выполняют в контексте одну функцию, поэтому ставить нужно сразу два знака препинания. Например, запятые, выделяющие одну и ту же конструкцию, скобки, кавычки и др.

Знаки препинания по функции

По функции знаки препинания бывают выделительными, разделительными и отделительными.

Выделительными знаками препинания являются парные знаки препинания, которые выделяют в предложении какую-либо синтаксическую конструкцию. Например, запятые, выделяющие обособленное обстоятельство, скобки и др.

Разделительными являются знаки препинания, которые разделяют однородные члены предложения внутри простого предложения или которые разделяют придаточные части от главных внутри сложного предложения. Например, запятая, разделяющая придаточную часть от главной, двоеточие, тире и др.

Отделительными являются знаки препинания, которые отделяют в целом тексте одно предложение от другого. Например, точка, вопросительный знак и др.

Заключение

Что мы узнали?

Пунктуационный анализ – это анализ знаков препинания. Базируясь на синтаксическом анализе, он начинается с построения схемы предложения. Затем объясняется причина постановки или непостановки каждого знака препинания, указывается с доказательством виды знака препинания по употреблению (одиночные и парные) и по функции (выделительные, разделительные и отделительные).


Пройти тест и результат сфотографировать


Тест по теме

Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/punktuacionnyy-analiz.html



Повторите 

Свод правил(   Пунктуация в 5 - 9 кл)


по ссылке


https://infourok.ru/punktuacionnye-pravila-5-9-klass-4442328.html


Письменно выполнить


Пунктуационный анализ


1.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Пришёл Грузов (1) малый лет пятнадцати (2)с жёлтым(3) испитым лицом(4) арестантским лицом(5) сидевший в первых двух классах уже четыре года(6) - один из первых силачей возраста. Ему объяснили(7) зачем звали. Он самоуверенно взялся за пуговицу(8) и стал её с ожесточением крутить.


2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дед побежал за зайцем. Он бежал (1)  плакал от страха(2) и кричал: «Погоди (3) милый (4)  не беги шибко!» Когда они выбежали из леса к озеру (5)  заяц и дед (6)  - оба упали от усталости.

- Да,(7) - сказал дед (8)  поглядывая на самовар так сердито(9) будто самовар был всему виной (10)  - да (11)   а перед тем зайцем (12)   выходит (13)   я сильно провинился (14)   милый человек.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По стенам(1)  как живые (2) шевелились белые(3)  червеобразные корни от светлых поднимающихся струй (4)  и пугливый лягушонок сидел (5) уцепившись за лист(6)  и закрыв от страха глаза. Смыкаясь головами(7)  и не дыша (8)  мы тихо смотрели в глубь родника.

- Васька (9)  от чего родник?

- Не знаю. Родился (10)  может быть.

Вечерело (11)   и мы пошли к станции.


4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В ту минуту  (1)  когда Толик пришёл в себя (2) вокруг никого не было. Парни бегали под тополем (3)  там (4)  где зимой играли в хоккей. Кто-то широкоплечий и складный стремительно настигал то одного (5) то другого (6)  и парни падали (7) как кегли.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Много лет битая кобыла Машка вдруг зароптала (1) заходила на поводу перед своим хозяином (2)блеснула расширенным зрачком (3)  поднялась на задние ноги – неуверенно (4) неумело поднялась (5)  видать (6)  с детства своего так не вставала (7)  играя (8)  а тут поднялась (9) заржала диким (10)  тоскливым голосом(11)   и вдруг ударила передними копытами своего хозяина.


6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Никого-то он не любил(1)  не щадил. Иззлобился (2) мотал свою душу (3)  терзал свою кобылу (4) а раньше всего (5)  может (6)  себя терзал (7) вычернил. Ах (8)  дядька Мирон! Пожалел бы ты кого! Может (9)  в этом было твоё спасение!



7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые


Удивительно (1) как один человек (2)может (3) начисто испортить настроение нескольким людям. А эта девчоночка Надя (4) совсем букашка (5)  по-моему (6)  просто боится возвращаться домой и (7) наверняка(8)  будет околачиваться во дворе до самого вечера (9)  пока не вернутся с работы её родители.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.


Геолог (1)   это рюкзак, ковбойка, песни у костра. Жизнь геолога (2)   это долгие месяцы кропотливой обработки материалов. Нехоженые тропы –(3)   не только красота горных ущелий (4)    но ещё и полчища таёжной мошкары. От неё не защищает ничто (5)    ни специальная мазь (6)    ни накомарники! Жизнь врача-хирурга (7)    долгая вереница рядовых операций.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Фильтровать болотную воду через толчёный уголь я пробовал. Возможно(1)  я чего-нибудь не понял в книге (2) но фильтровалась вода долго (3)  вкус её был неслыханно ужасен (4)  а принимать лекарство потом (5) всё равно(6)  пришлось. Словом (7)  про полезные советы(8)  можно(9)    сказать то (10)  что вообще говорят про советы: слушай всё (11)   но не всегда слушайся!


10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

С моря поднималась туча(1)  чёрная (2) тяжёлая. С её вершины срывались клочья облаков (3)  неслись вперёд её (4) и гасили звезды одну за другой. Недалеко от нас (5)  в лозах винограда (6)  целовались (7)  шептали (8) и вздыхали…Воздух раздражал нервы странным запахом (9)  щекотавшим ноздри















Комментариев нет:

Отправить комментарий